Шахматы

СШ "Шахматная школа Анатолия Карпова" ГБУ  ДО "МГФСО": 8 (499) 242-84-44 доб. 488

СК "Центральный", г. Москва, Хорошевское шоссе, д.1

ГБОУ Школа № 2007ФМШ, г. Москва, Чечерский проезд, д.6

Настольная логическая игра со специальными фигурами на 64-клеточной доске для двух соперников, сочетающая в себе элементы искусства (в части шахматной композиции), науки и спорта. Название берёт начало из персидского языка: шах и мат, что значит король (шах) умер (мат).


История

Истинный возраст шахмат неизвестен. Некоторые бездоказательные теории датируют возникновение шахмат временем, более ранним, чем может быть подтверждено историческими свидетельствами. Первое упоминание о шахматной игре было в персидской поэме 600 годов н.э., и в этой поэме изобретение шахмат приписывается Индии. Поскольку нет никаких упоминаний в литературе до этого времени, то именно эта дата является датой рождения шахмат. 
Существует теория, что шахматы были завезены в Россию во время монголо-татарского нашествия, монголо-татары в свою очередь узнали об этой игре от персов и арабов.
Политические и социальные условия мало способствовали развитию шахмат в старой России. На протяжении ряда столетий (с 13 по 17 в.в.) они подвергались гонению со стороны церкви, усматривавшей в них отголосок язычества и ставившей их на один уровень с игрой в кости и другими азартными играми
Все же притягательная сила шахмат была столь велика, что шахматы продолжали жить в народе, несмотря на всяческие запреты. В конце 18 века — начале 19-го в России начали создаваться первые шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги.

Польза 

Польза игры в шахматы значительна и многогранна, это отмечали многие выдающиеся деятели на протяжении многих веков. В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты. Примечательно то, что в процессе игры в шахматы идет одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которого и состоит основная польза шахмат.
В процессе занятия шахматами идет активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек, не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. Мнемические процессы  также интенсивно используются в шахматах, игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульнную информацию.
Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы – вот основные навыки, которые получает шахматист. Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Правила

В шахматы могут играть также группы игроков, друг против друга или против одного игрока; такие группы обычно именуются консультантами. 
Шахматная партия играется на доске, состоящей из 64 квадратов, попеременно светлых (белые поля) и темных (черные поля). Ряды полей называют линиями, которые могут быть вертикалями, горизонталями и диагоналями.

Фигурами в шахматной игре являются короли, ферзи, ладьи, кони, слоны  и пешки.
Ход всегда начинает игрок владеющий белыми фигурами- право выступки. 
Затем, пока игра не закончится, ходы делают поочередно. 
Ходом называют перемещение фигуры с одного поля на другое, свободное либо занятое фигурой противника. При рокировке изменяется положение короля и ладьи. Кроме коня и ладьи, когда она при рокировке перемещается через короля, фигуры не могут пересекать занятые поля.
Ход на поле, занятое фигурой противника, означает ее взятие, и она должна быть немедленно снята с доски .
Король ходит на любое соседнее поле, которое не атаковано.
Если король одной из сторон на предыдущем ходу был атакован (был объявлен шах), то на текущем ходу играющий обязан ликвидировать атакованность короля: уйти королем из-под удара, закрыть короля от нападающей фигуры, либо срубить атакующую фигуру.


Ходы фигур

Каждая фигура может ходить только так, как предписано именно ей. 
Ферзь ходит на любое поле по вертикали, горизонтали и диагонали, на которых находится.
Ладья ходит на любое поле по вертикали и горизонтали, на которых находится.
Слон ходит на любое поле по диагоналям, на которых находится.
Конь ходит буквой «Г» – через соседнее поле (даже занятое) по вертикали или горизонтали, удаляясь затем от места исходного положения на одно из смежных полей по диагонали.

Пешка ходит только вперед. В общем случае – по вертикали на соседнее свободное поле, а с начального положения — и через одно. Взятие пешкой возможно лишь по диагонали на смежном поле и опять же с перемещением вперед.
Пешка, атакующее поле, которое пересечено ходом на два поля пешкой противника, может взять последнюю, как если бы та встала под ее удар. Такое взятие «на проходе» допустимо только на первом ответном ходу.

Целью игры и заключающим ходом в шахматах является постановка мата королю противника. 
Мат — неотразимое нападение на короля. При мате он не может уклониться или быть прикрытым от удара, исключается и защита взятием атакующей фигуры.

  • У вас возникли вопросы?
    Мы с удовольствием ответим!

Загрузка сообщений...